Покупательские корзины и тележки
Покупательские корзины и тележки – необходимый атрибут магазина самообслуживания. Это первое, что покупатель берет в руки, зайдя в магазин и последнее, с чем он расстается, сделав покупки.
На каждые 100 м² торговой площади приобретается 10-15 покупательских тележек.
Для расчета количества тележек и объема корзины необходимо учитывать: формат магазина; площадь торгового зала; на какого покупателя он ориентирован; ассортимент; средний чек; проходимость; индивидуальные особенности помещения (например, 2 входа-выхода); выходные и праздничные дни (тогда покупателей значительно больше); местоположение магазина (например, в гипермаркетах, расположенных у дороги, предпочтительно использовать тележки большого объема).
Магазины эконом-класса и «у дома» приобретают много корзин и несколько тележек, в соотношении, примерно, 5 : 1. Средний чек здесь 200-300 гривен, товар на эту сумму вполне вмещается в корзину объемом 18-30 л. А небольшие торговые площади (300-600 кв. м) заставляют экономить на ширине проходов, поэтому большому количеству покупательских тележек здесь просто не разъехаться.
В обратной пропорции закупают корзинки и тележки гипермаркеты. Средний чек в таких магазинах больше (около 600 гривен), ассортимент значительно шире, и торговые площади измеряются тысячами кв. м. Покупателю уже трудно уместить выбранный товар в корзинку, поэтому в гипермаркетах превалируют тележки. В настоящий момент также появилось универсальное решение для покупателей с небольшими покупками – это покупательские пластиковые корзины на колесах. Они могут быть различного объема и стиля, поэтому подходят для формата любого магазина – от продуктового бутика до гипермаркета. А магазины «кэш-энд-кэрри» вообще выбирают только тележки, они здесь не только покупательские больших объемов, но и грузовые.
Объем корзины тележки выбирают в среднем на 30 л больше ожидаемого объема покупки. Во-первых, за счет этого товар равномернее распределяется по всей корзине, во-вторых, у покупателя создается впечатление, что он купил еще недостаточно много, и он продолжит делать покупки. Оптимальными размерами для супермаркета размером от 850 кв. м являются тележки с корзиной 120-130 л. Но, учитывая, что и в такой магазин придут не только за большими покупками, но и за буханкой хлеба и пакетом молока, нужно предусмотреть корзины.
Покупательские тележки производят оцинкованными, хромированными, окрашенными в один или несколько цветов, также они могут быть с пластифицированным покрытием. Наиболее популярное покрытие – оцинковка с защитным слоем специального лака.
Тележки отличаются дизайном, объемом (от 22 до 260 л), причем литраж корзины тележки обычно соответствует ее грузоподъемности в килограммах, и набором некоторых «мелочей» для удобства покупателя. У покупательской тележки может быть детское сидение (которое в сложенном состоянии практически не занимает места в корзине), нижняя полка-платформа для крупногабаритных покупок, держатель для бутылок, разделители товара в корзине, корзинка для мелочей, крючки и вешала для одежды.
Часто можно встретить парковочные зоны, которые предназначены для размещения тележек под навесом или у входа в магазин. Они позволяют освободить торговую площадь для ее дальнейшего эффективного использования и продлить срок службы тележек. Паркбоксы могут быть различными по форме, размерам, цветовой гамме, наличию аксессуаров.